Самыми древними дошедшими до нас письменными источниками, в которых описывается йога, были Упанишады - философские тексты древнеиндийских мудрецов. Позднее был записан грандиозный эпос "Махабхарата", некоторые части которого, в частности "Мокшадхарму" и "Бхагавадгиту", можно считать Священными текстами и учебниками йоги. Тем не менее, эти упоминания были разрозненными и завуалированными, что характерно для большинства текстов по Йоге. Впервые систематизировал и подробно изложил йогу Гуру Патанджали в труде "Йога-сутра", ставшем классическим источником по йоге. В нём даны основы классической восьмиступенчатой йоги, известной нам под именем аштанга-йога. Йога восьми ступеней включает в себя:
1.
Яма - этические предписания.
"Непричинение вреда,
правдивость, неприсвоение чужого, воздержание, непринятие даров - называется Яма"
(Патанджали)
2. Нияма
- физические и духовные ограничения.
"Внутреннее и наружное очищение, довольство,
самообуздание, изучение и поклонение Богу составляют Нияму" (Патанджали)
3. Асаны - статические упражнения и позы.
4. Пранаямы - дыхательные упражнения.
5. Пратьяхара - контроль над органами чувств.
6. Дхара - концентрация внимания, сосредоточение.
7. Дхьяна - созерцание, медитация.
8. Самадхи - сверхчувственное просветление.
Считается, что первые четыре ступени относятся к Хатха Йоге(Йоге Солнца и Луны ), а следующие четыре ступени образуют Раджа Йогу(Королевскую йогу). Традиционно ученик осваивал сначала первые две ступени, и лишь потом переходил к последующим, поскольку считалось, что знания по йоге можно передавать лишь в чистые руки. Чтобы ученик, используя их, не навредил ни себе, ни другим людям. И действительно, очень сложно достичь успехов в йоге, если руководствоваться только её прикладными аспектами. Йога целостна, и в идеале человеку, практикующему йогу, необходимо иметь целостный подход к ней.